Если хочешь быть хорошим вожатым, будь им!

Мы не случайно заканчиваем этой заповедью. Ведь все зависит только от нас самих. И губительным здесь может стать не наше незнание какой-то игры или того, что хочется детям, или может быть неумение организовать мероприятие или создать дисцип­лину в отряде, а простая банальная человеческая ЛЕНЬ. Если ты не знаешь - найди способ узнать, если ты не умеешь - найди способ научиться! Но если ты знаешь и умеешь - используй это! И тогда ты ощутишь самое лучшее, что есть в работе вожатого - детскую благодарность и любовь.


ЛИЧНОСТЬ ВОЖАТОГО

Вожатый - это самый значимый человек для ребенка в лагере. Помимо того, что вожатый является организатором детского отды­ха, он еще хороший друг и товарищ для детей, который поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой: это лидер, друг и помощник детей, «ящик» с советами и играми; «жилетка», в которую можно поплакать; добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель; остроумный и симпатичный; человек, способный найти взаимопонимание с детьми. И благодаря его усилиям, отряд ребят за очень короткое время должен превратиться в дружный, сплоченный коллектив, объединенный общими интересами, устремления­ми, совместными делами, узами дружбы и товарищества.

Качества, необходимые для вожатской деятельности можно разделить на четыре группы соответственно тому, с кем он взаимо­действует.

Детихотят, чтобы у них был добрый, справедливый, понимающий, креативный, веселый, вожатый, который знает множество игр, песен.

Администрацияжелает видеть в вожатом, прежде всего ответственного, дисциплинированного, квалифицированною работника, который должен, вне зависимости от времени суток, проявлять заботу о детях, творческий подход к работе, стрессоустойчивость, такт и выдержку.

СПОже. вывозя на целину кандидатов и бойцов, рассчитывает на друга, на которого можно положиться. Он должен достойно представлять свой отряд, быть частью единого педколлектива.

ОСПО «Пламенный»в вожатом видит бойца ЛСО. квалифицированного, с высокими морально-этическими качествами. Его первой задачей является поддержание имиджа организации для дальнейшего сотрудничества ДОЛ и МОО «Свердл.ОСО».

Общими качествами руководителя любого коллектива являются:

• Практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации.

• Общительность (коммуникативность) - открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми.

• Инициативность - творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению из­вестных проблем и др.

• Настойчивость - умение доводить дело до конца.

• Самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации.

• Работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости.

• Наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали.

• Организованность - умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.
Нравственные принципы вожатого.

1. Принцип «красной линии». За нее выходят панибратство, лже-дружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.

2. Принцип «могучей кучки». Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию детей в мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушев­ление детей, на организацию высоких .образцов досуга.

3. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.

4. «Принцип горы». Нельзя терять высоты. Ни в чем!

5. «Принцип антиканонов». Помочь детям выйти за грань стереотипов.

6. «Принцип камня, брошенного в воду». Надо, чтобы каждый ребенок самореализовался.

7. «Принцип положительного ребенка». Иши в ребенке хорошее.

8. Принцип «репутации напарника». Поддерживай репутацию напарника.

Особенно важен ваш внешний вид,т.к. на вожатого все временно устремлено большое количество глаз, он является примером

длядетей.

Обратите внимание на:

1. внешний вид (аккуратность, чистоплотность)

2. выражение вашего лица (улыбка и доброжелательность)

3. ваши запахи

4. тембр вашего голоса

5. вашу жестикуляцию.

6. При этом не пытайтесь обнаружить в себе сверхспоспособности... Более того, выможете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - быть искренним.


ЧЕМОДАН ВОЖАТОГО


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ДОЛ



Читая ниже приведенный список, вы можете спросить: а разве в лагере ничего этого нет? Конечно есть, но не все и не в том коли­честве, которое зачастую требуется вожатому.

Не каждый лагерь может похвастаться большим и в нужном для работы ассортименте канцелярских принадлежностей спортив­ного инвентаря, костюмов для выступления, книг. И вы не будете нести никакой ответственности за его нехватку или, ещехуже от­сутствие.

Однако работать с детьми придется вам. И в ваши обязанности входит сделать так, чтобы дети развив. тельности: в игре, творчестве, спорте... А для этого вам и потребуется ниже приведенный список.

ивались в разных видах дея-

ем легче работа с детьми в лагере. будильник. Большой комплект (малый комплект + ,..): аптечка; магнитофон с 2 деками (для записи фонограмм) или с CD проигрывателем, читающим CD-R и CD-RW; утюг; кипятильник или чайник: фотоаппарат; гитара. Личные вещи: для холодной погоды; для дождя; для жаркой погоды; для купания; для спорта; для праздников; обувь для корпуса; средства личной гигиены.

Запомните одно простое правило: чем тяжелее сумка вожатого,

Малый комплект рабочего инвентаря: бейджик с именем и номером отряда; канц. товары: карандаши, старательные резинки, линей­ки, фломастеры, ручки, краски, кисточки для клея и кра­сок, клей, ножницы, кнопки, скрепки и булавки, мел, скотч, блокнот, альбомы, цветная бумага, ватман: литература: книга сказок, книга с приключениями, страшные истории, методическая (с играми, мероприя­тиями);

план на смену, список игр и мероприятий (2 на плохую погоду и 1 на хорошую): воздушные шары; нитки и иголки, пуговицы; свечи и спички;

свисток, веревка, мяч волейбольный и футбольный; средство от комаров; костюмы для выступлений;

лиски и кассеты с музыкой + кассеты под запись фоно­грамм; удлинитель;


Обшие меры безопасности.В случае возникновения опасности состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения этой опасности. Ликвидировать источники травматизма, устранять нарушения санитарного состояния, пожарной безо­пасности. Не допускать нарушения правил техники безопасности и требовать это от детей. Контролировать правильность использо­вания электрических приборов. Не допускать ремонтировать и разбирать электроприборы. Не разрешать трогать какие-либо элек­тропровода, набрасывать на них различные предметы. Не разрешать сидеть или стоять на перилах и ограждениях. Не допускать, чтобы дети заходили в подвалы. Следить за тем, чтобы дети не заходили в зоны, где вход строго воспрещен. Не допускать контакта здоровых детей с больными.

Меры пожарной безопасности.Помещения, где проводятся мероприятия, должны иметь не менее двух выходов; у дверей должен находиться взрослый. В палатах кровати устанавливать так, чтобы не загромождать выходы. Лестничные клетки, проходы, коридоры держать постоянно свободными. Электронагревательными приборами пользоваться только в специально отведенных помещениях.

Поездкав автобусе.Готовые к отъезду дети располагаются в определенном месте и подходят к автобусу организованно, ко­гда водитель разрешил посадку. После посадки вожатый проверяет наличие детей, затем дает разрешение водителю трогаться с места. В автобусе дети размещаются в соответствии с наличием посадочных мест. Окна левой стороны автобуса закрываются. При остановке первым выходит вожатый и, стоя у входа, направляет детей вправо от дороги.

Проведение купания.Не разрешается купание натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой мышечной нагрузкой. Купание проводится в присутствии начальника лагеря или старшего вожатого, вожатых отрядов и воспитателей, инст­рукторов по плаванию, медработника. На берегу находятся спасательные средства и сумка первой медицинской помоши.

Доплывать до знаков ограждения зоны плавания разрешается детям, умеющим плавать, остальные купаются у берега, при этом глубина воды должна быть не выше груди ребенка. Один из вожатых находится у знаков ограждения водоема, другой наблю­дает с берега за купающимися детьми. Перед входом в воду и при выходе из воды надо проверять наличие детей. Дети обязаны бы­стро и точно выполнять все указания взрослых.

Во время купания в душе, бане присутствие медработника и вожатого отряда обязательно.

Пользование плавсредствами.Прогулки на катерах (шлюпках, лодках) допускаются только с разрешения начальника лаге­ря в тихую безветренную погоду. Категорически запрещается пользоваться неисправными плавсредствами, а также перегружать катера (шлюпки, лодки), вставать на сиденье, сидеть на борту, свешивать ноги за борт, доставать воду, вставать со своего места до полной остановки катера (шлюпки, лодки) у причала (помоста), берега.

Шлюпки (лодки) могут выделяться для тренировок по гребле только в абсолютно тихую погоду- Причем в каждой шлюпке (лодке) должен находиться взрослый из числа работников лагеря, хорошо умеющий грести и плавать. Пересадка с кормового сиде­нья шлюпки (лодки) на весла разрешается только у причала или берега.

Проведение туристических походов и экскурсий.Вожатый информирует письменно директора ДОЛ (в его отсутствие старшего вожатого) о планировании выхода за территорию лагеря, не менее чем за сутки. В заявке указывается: цель выхода за тер­риторию, маршрут следования, время выхода и возвращения, списочный состав участников выхода, ответственные за жизнь и безо­пасность детей. При наличии в отряде больных детей или занятых другими поручениями, извещается директор о том, к кому при­креплены данные дети на период отсутствия основных вожатых.

Выход за территорию лагеря допустим только с разрешения директора ДОЛ (либо старшего воспитателя, вожатого).

В походном отряде на каждые 15 детей должен быть один руководитель, который назначается распоряжением начальника лагеря. Он, начальник и врач ДОЛ, несут ответственность за здоровье и жизнь детей, за правильную подготовку, проведение похо­да.

Во избежание перегрева рекомендуется светлая форма одежды, головные уборы.

Запрещается движение отряда по шоссе неорганизованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении во главе и в конце колонны идут взрослые.

О возвращении в лагерь информируется директор ДОЛ.

Проведение спортивных мероприятий и игр.Во время проведения отрядных спортивных мероприятий и утренней гимна­стики дети находятся с вожатым.

На соревнования детские команды направляются в сопровождении вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя).

Во время проведения обшелагерных мероприятий с детьми обязательно находятся начальник лагеря, старший вожатый, во­жатые и воспитатели отрядов (тренеры-преподаватели), медицинские работники. Лица, ответственные за проведение массовых ме­роприятий, обеспечивают полный порядок, исключающий несчастные случаи среди участников и зрителей.

Запрещается разжигать костры легковоспламеняющимися средствами, устраивать фейерверки, факельные шествия и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара.

Примечание. 1.Сотрудники не имеют права оставить территорию лагеря без разрешения начальника. 2. Неисполнение сво­их обязанностей, которые повлекли за собой несчастный случай уголовно наказуемо. «Неисполнение или ненадлежащее исполне­ние обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а рав­но педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществ­лять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет без та­кового» (согласно ст. 156 Уголовного кодекса РФ (от 24.05.1996 г.) «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолет­него»).


ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Принципы ПМП:

1. все действия должны быть целесообразными, решительными, быстрыми, взвешенными;

2. оценить обстановку, убрать повреждающие факторы;

3. быстро и правильно установить состояние пострадавшего;

• тяжесть травмы;

• было/есть кровотечение;

• сознание, дыхание;

4. установить, какие средства надо для ПМП. транспортировки.

Кровотечение - истечение крови из сосудов при нарушении целостности/проницаемости их стенок.

Симптомы:

>Говорит тихим голосом;

>Бледность кожных покровов;

>Головокружение;

>«мошки» перед глазами;

>Сухость во рту;

>Частый пульс, плохо прощупывается.

>Может быть потеря сознания Вилы кровотечения:

Артериальное - кровь ярко-алая, выбрасывается сильной струей, фонтанирует. Наложить жгут

1. по возможности ближе к месту ранения, подложив под жгут материю

2. если ниже жгута нет пульса - жгут наложен правильно, если есть - жгут наложен слабо, это может усилить кровотечение!

3. наложить жгут на I час с запиской о времени наложения Венозное - кровь темного цвета, льется непрерывна.

ПМП:

1. сдавливание сосуда ниже места ранения (НЕ жгут!)

2. поднять конечности вверх

Носовое - кровь алая, не пенистая, из носа. Может быть кровавая рвота, так как кровь стекает по глоткеПМП:

1. посадить со слегка наклоненной головой вперед

2. холод нанос

3. сильно пережать переносицу

4. вывести на свежий воздух

5. в нос ватный тампон, смоченный 3%перекисью водорода

Ранение - нарушение иелостности кожных покровов, слизистых оболочек и поверхности внутренних органов в результате механи­ческого или иного воздействия.

НЕЛЬЗЯ промывать рану водой; нельзя допускать попадание прижигающих антисептиков в рану, только вокруг; засыпать порош­ками, накладывать вату.

Разрыв связок, растяжение - происходит при движениях сустава, превышающих его физиологические возможности, при движе­нии в несвойственном суставу направлении.

Симптомы:

>резкая боль

>быстрое развитие отека

>значительное нарушение функций сустава ПМП при растяжении:

1.холод

2. тугая повязка ПМП при разрыве связок:

1.полный покой

2.холод

3.возвышенное положение конечности

4.тугая повязка

5.питье и анальгетики

Вывих - стойкое смешение сочленяющихся костей. Симптомы:

>боль в конечности

>деформация области сустава

>неестественное положение ПМП:

1.холод

2. обезболивание

3. зафиксировать конечность

Перелом - нарушение целостности кости Симптомы:

> Нарастающая резкая боль


>Изменение положения и формы конечности

>Нарушение ее функций

>Отечность, кровоподтеки в зоне перелома ПМП:

1. наложить шину, обеспечить неподвижность 2.обезболивание 3. горячее питье

Черепно-мозговые повреждения (сдавление, ушиб, сотрясение)

Общемозговые симптомы:

>головокружение

>головная боль

>тошнота

>рвота

>замедление пульса

>потеря сознания ПМП:

1.обеспечить покой

2.горизонтальное положение пострадавшего

3.холод к голове

4.если нет сознания - борьба с асфиксией, искусственная вентиляция легких

Солнечный удар

Симптомы:

>слабость

>головная боль

>головокружение

>может быть шум в ушах

>тошнота

>кровь из носа ПМП:

1. отвести пострадавшего в прохладное место

2.освободить от теплой одежды

3.дать холодной воды

4.обернуть влажной простыней

Ожоги

Симптомы:

>Покраснение кожи

>Болевые ощущения в области ожога

>При сильных ожогах - пузыри ПМП:

1.подержать под проточной водой 10-15 минут

2.наложить стерильную повязку

3.НЕЛЬЗЯ: смазывать маслом, жиром.

4.Сильный ожог не промывать, только стерильная повязка

Отравление:

Симптомы:

>Слабость

>Тошнота ПМП:

1. выяснить, что ребенок пил/ел в последние 12 часов

2. теплое обильное питье, теплая одежда, вызвать потоотделение

3.вызвать у ребенка рвоту путем надавливания на корень языка

4.после этого дать стакан теплой воды с измельченным активированным углем (повторить 3-4 раза)

Рвота

ПМП:

1.усадить ребенка и повязать салфетку на шею

2.к ногам таз

3.после рвоты дать прополоскать рот теплой водой

4.уложить ребенка и обеспечить покой Если не может сидеть, без сознания:

1. положить на бок, зафиксировать

2. шею и грудь накрыть полотенцем

3.ко рту полуду с широким горлом

Если в рвотной массе появилась алая кровь/ вид кофейной гущи:

1.уложить, подняв ноги

2.вызвать скорую


3. холод на область желудка


Обморок- кратковременная потеря сознания ПМП:

1. положить на спину, приподняв ноги

2.освободить от одежды для доступа воздуха

3.найти пульс на шее (если нет - реанимация) Голодный обморок:

1. дать понюхать ватный тампон с нашатырем

2.сладкий чай

3.НЕ кормить

Утопление

Может быть истинное (цвет кожи синий, вода в легких) и ложное (бледная кожа, остановка дыхания, но вода в легкие не попала)ПМП:

1.извлечь из воды

2.если без сознания, нет дыхания - положить животом на колено своей согнутой ноги

3.резкими движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки 10-15 секунд

4.перевернуть на спину

5.открыть рот, отчистить ротовую полость от инородных тел

6.вызвать кашлевой рефлекс надавливанием на корень языка

7.если нет пульса и рефлекса - реанимация

8.при появлении признаков жизни - перевернуть лицом вниз

9.дать понюхать нашатырь

Укусы змей ПМП:

1. обездвижить, уменьшить кровообращение

2.холодный компресс

3.в первые 15-20 минут выдавить яд из ранки

4.перетянуть выше места укуса

5.смазать место укуса йодом, спиртом

6.транспортировать лежа

7.обеспечить максимальный покой

8.срочно к врачу

Укус насекомых(местная реакция) ПМП:

1. обездвижить, уменьшить кровообращение

2.удалить жало

3.смазать ранку 10% раствором нашатыря, марганцовки

4.холодный компресс Клещ:

1. вокруг ранки смазать маслом

2. петлю из нитки - обвязать клеща и аккуратно вытащить (клещане выбрасывать)

3. вызвать врача

Реанимация

Без дыхания мозг может прожить 3-6 минут Искусственная вентиляция легких (ИВЛ):

1. положить на спину, выпрямить ноги и запрокинуть голову назад

2. открыть рот, надавив на подбородок

3. сделать глубокий вдох, зажать нос ребенка, сильный вдох «рот в рот»

4. 2 глубоких вдувания продолжительностью 1,5-2 секунды синтервалов 5 секунд

5. грудная клетка ребенка должна подниматься и опускаться
Нет пульса - непрямой массаж сердца:

1. Левую ладонь на нижнюю треть грудины, правую - поверх нее

2.выпрямить локти, руки должны быть прямые от кисти до плеча

3.15 надавливаний за 9-10 секунд на глубину 3-5 см.; 2 полных вдувания

4.проверить пульс на шее

Если непрямой массаж сердца делают два человека, тогда цикл - 5 надавливаний, 1 вдувание.Реанимация продолжать до приезда «Скорой помощи» или восстановления работы сердца и дыхания.Падение с высотыПМП:

1. не трогать ребенка, т.к. могут быть переломы где угодно

2. если надо перенести, использовать только жесткую поверхность, (перекладывать вчетвером: голова, поясница, таз, ноги)


НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ В ДОЛ

При работе с детьми никто из нас не застрахован от возникновения ситуаций, при которых потребуется наша незамедли­тельная реакция, действия по решению возникших проблем. К счастью, такие ситуации возникают не часто. Но быть к ним готовыми необходимо.

Жалобы.Достаточно важное для ребенка понятие - это жалоба. Она означает сигнал к тому, что у человека что-то не в порядке.

Часто взрослые не обращают внимания на жалобы ребенка, считая их простым ябедничеством. Конечно, ябедничество по­ощрять не следует. Стремитесь развивать в детях способность самостоятельно решать межличностные проблемы, и лишь в крайних случаях прибегать к помощи взрослых. Однако за жалобой на физическое недомогание может стоять серьезная про­блема со здоровьем; а жалоба на пропажу вещи - сигнал к тому, что в отряде завились воры.

Словом, прислушивайтесь ко всему, что говорит вам ребенок и соблюдайте несложный алгоритм действий в таких ситуа­циях:

■ выясните точные причины жалоб ребенка;

■ примите меры к изменению ситуации и исправлению последствий;

■ получите от ребенка обратную связь: стало ли ему лучше?

Энурез.Нередко дети сталкиваются с этим явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Вы можете и должны помочь ребенку в этой непростой для него ситуации:

■ найдите и застелите постель ребенка клеенкой;

■ договоритесь с техническим персоналом лагеря о необходимости более частой смены постельного белья у этого ре­бенка

■ проследите за тем, чтобы ребенок не пил ничего непосредственно перед тем. как лечь спать и обязательно сходил в туалет,

■ каждую ночь необходимо будить ребенка для того, чтобы он сходил в туалет (в промежутке с часа до двух ночи)

Роль вожатого заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно. С детьми в палате где живет ребенок необходимо серьезно поговорить, объяснить им, что это их общая тайна и в отряде об этом распространятся не нужно.

Проблемы сна.Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Лунатиков ни в коем случае нельзя б\-дить, особенно неожиданно, нужно тихонечко проводить ребенка до кровати и положить спать, если случаи лунатизма повто­ряются, попробуйте сделать так: каждый вечер, перед сном кладите перед кроватью ребенка мокрое полотенце. Встав на хо­лодную, мокрую поверхность, ребенок сам проснется. Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми и сообщить об этом врачу.

Суицидальное поведение.Такое поведение достаточно редко встречается в условиях лагеря. Первым признаком является надвигающаяся депрессия. Вожатым следует научиться распознавать ее. В таком случае вспомните свое преддепрессивное состояние и саму депрессию (хотя это не очень приятно), проиграйте в памяти, что вам помогает в таком случае. Это могут быть разговоры «по душам», какая-либо деятельность, какой-то толчок. Угостите ребенка шоколадом. Если есть в лагере пси­холог, обязательно обратитесь к нему за помощью. Поставьте в известность руководство лагеря. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным персо­налом, психологом.

Вандализм,Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжесги их вины, но и привлечь их к участию ввосстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.

Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений.В лагере у детей часто проявляется такое пове­дение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения с детьми могут быть замечены вожаты­ми, например, наличие не обычных синяков или шрамов и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это долж­но стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать бес­контрольных обсуждений в коллективе, с друзьями - как своими, так и с друзьями ребенка. Необходимо провести на собрании отряда беседу о правомерности такого поведения и к каким последствиям оно может привести. Возможно обсудить способы другого (мирного) решения конфликта.

Признаки сексуального оскорбления менее заметны. Некоторые признаки идентифицированы американскими специали­стами. Приводим их:

■ Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.

■ Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при от ходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.

■ Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответ­ствующего этому.

■ Переход к безразличному поведению.

■ Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людь­ми.

■ Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела.

■ Жестокое обращение с животными.



В этой ситуации потребуется помощь квалифицированного специалиста (психолога) с проведение судебно-медицинской экспертизы и заведением уголовного дела.

Воровство.Достаточно частая и серьезная проблема. Как правило, сложно обнаружить настоящего вора т,к. он сам нико­гда в этом не сознается. Но что делать в такой ситуации? Если вы обнаружили, что именно этот ребенок украл что-либо с ним следует провести индивидуальную беседу, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное Не стоит требовать от ребенка публичных извинений, такое может до конца смены перевести оступившегося в разряд «изгоев» Это слишком дорогая цена для ошибки, ведь на нее имеет право каждый, тем более ребенок.

Другая ситуация, когда вор неизвестен. Многие педагоги прибегают к «публичной казни», т.е. в присутствие всего отряда проводится беседа о происшествии (в зависимости от возраста это может быть и вечерняя свечка на тем\*«Что такое воровст­во?» или «Могу ли я украсть?»). Затем предлагается ребенку анонимно вернуть на место украденную вещь, либо отдать ее во­жатому, при условии, что личность ребенка не будет раскрыта без его согласия. Это достаточно гуманный способ. А для ребен­ка такая стрессовая ситуация может послужить настоящим уроком.

Однако бывают ситуации, когда невозможно определить вора, а стоимость украденных вешей достаточно велика (крупное воровство), в таком случае ставится в известность администрация лагеря в лице директора и подается заявление в органы ми­лиции.

Пропажа ребенка.Достаточно редкая ситуация. Однако она тоже может иметь место. Здесь все будет зависеть от того, насколько быстро вы обнаружите пропажу. А для этого:

1) вам постоянно необходимо знать, где находится каждый ваш ребенок;

2) постоянно пересчитывайте детей (пред походом в столовую), проверяйте их наличие;

3) в сончас и после отбоя все койки должны быть заняты своими хозяевами. При обнаружении пропажи ребенка:

1) проверить на месте ли личные вещи ребенка;

2) опросить детей, кто и когда его видел в последний раз;

3) обойти все возможные места пребывания ребенка на территории лагеря; укромные места, друзья в соседнихотрядах, медпункт, столовая, прачечная и т.д.

4) поставить в известность администрацию лагеря;

5) вместе с >полномоченными сотрудниками начать поиски за территорией лагеря.


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В ДОЛ

Режим дня- это определенный порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функ­ций (еда, сон. личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного лагеря.

Главная задача режима - за короткое время выработать у детей определенный ритм жизни, который должен способство­вать организации полноценного отдыха, развитию и оздоровлению детского организма.

Положительные стороны режима:

• Соответствует физиологии человека.

• Вносит системность в жизнь отряда.

• Способствует выработке у детей полезных привычек и навыков.

• Формирует и развивает организованность, целенаправленность действий, самодисциплину.

• Оздоравливает детей. Отрицательные стороны режима:

• Является стрессом для организма, который вызывается необходимостью перестройки с одного режима на другой.

• Любое однообразие приводит к быстрому насыщению и скуке. А скука является главным врагом детей и вожатого. Лишь в первые 3-4 дня дети с охотой выполняют необходимые режимные моменты, пока существует элемент новизны. Потом утрачивается энтузиазм, и ребята занимают позицию пассивного неприятия.

• Излишняя заорганизованность приводит к тому, что отдых становится тяжким трудом, который рано или поздно по­просту отвращает ребенка от лагеря.

Что делать, чтобы снизить негативные стороны?

• Дифференцировать режим в зависимости от:

1. возраста детей;

2. метеорологических условий;

3. физиологического состояния детей;

4. эмоционального состояния ребят.

• Вносить элемент игры в организацию режимных моментов.

• Разнообразить формы организации (одно утро - подъем музыкальный, на другое утро подъем интригующий и т.д.).

• Оптимально чередовать бытовые и творческие дела, свободное время, отрядные и лагерные мероприятия.
Подъем.

Ни для кого не секрет .что часть детей легко просыпается и без затруднений встает. Но есть такие дети, которые могли бы проспать до обеда, если вы их не разбудите.

Существует огромное разнообразие того, как можно разбудить ребят;

Громко включить ритмичную музыку. Протрубить в горн.

Пощекотать каждого за ушком и сказать ласково: «Вставай, Солнышко, утро уже на дворе». Хлопнуть 3 раза в ладоши и торжественно произнести «Вставайте, господа, вас ждут великие дела!». Словами: «Внимание, экипаж начинает выходить из состояния летаргического анабиоза. На счет «раз» всем громко сказать «Хрю-хрю»...».

Не забывайте, что настроение, с которым человек поднимается, создает ему настрой на весь последующий день. По­этому вместе с требовательностью будьте еще и приветливыми, внимательными, терпеливыми, веселыми.

Не стоит сбрасывать со счетов такую причину сонливости как плохое самочувствие, переутомление, плохое настрое­ние. Если так, то стоит в некоторых случаях посоветоваться с врачом, а может быть и пересмотреть формы отрядных меро­приятий.

Зарядка.

В самом термине «зарядка» заложен особый энергетический смысл. Именно зарядка помогает окончательно проснуться, размятьмышцы, получить необходимый заряд бодрости на весь день. К организации зарядки предъявляются обязательные требования:

1. Соответствие физических упражнений возрасту детей.

2. Время проведения зарядки составляет 10-15 минут.

3. Зарядка проводится на открытом воздухе.

4. Во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении. Успешность организации зарядки зависит от следующих компонентов:

1. Заводной организатор.

2. Хорошо подобранный комплекс упражнений.

3. Музыкальное оформление.

4. Четкая организация процедуры начала и окончания зарядки.

5. Творческий подход к организации выполнению зарядки.

6. Элемент игры.

Можно вручать переходящий вымпел за лучшее выполнение зарядки. Можно по-разному расставлять ребят: в колонн), по кругу, в линейку, квадрагом. Можно менять места проведения зарядки.

Самообслуживание.

Напоминайте об утреннем туалете, о мытье рук перед едой, о том, что перед сном надо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным. Проверяйте чистоту постели детей. Старайтесь приучать пользоваться только личными средствами гигиены.





Следует развивать у детей навыки самообслуживания (особенно у младших школьников). Задачами этого мероприятия бу­дут:

1)предъявление единых организационных требований;

2)диагностика реальных умений;

3)тренировка этих умений.

Из комнат можно создать команды по комнатам. Команды набирают очки, соревнуясь между собой. На каждом этапе со-ревнояания команду представляет один участник. Этапы следующие:

1. Заправка кровати.

2. Чистка зубов.

3. Одевание спортивной формы и т.д. Организация питания.

Чтобы не возникали подобные ситуации, следует обратить внимание на:

1. Сбор. Лучше собирать отряд в определенном для этого месте. Следует дождаться всех, чтобы не получилось ситуации,
когда кто-то уже поел, а кто-то только прибежал кушать. Неплохо, если вы придумаете какой-то условный сигнал для сборов
(звонок будильника, свисток, индейский клич самого громкого мальчика в отряде), который больше нигде повторяться не бу­
дет.

2. Поход в столовую. Организуйте интересное путешествие в столовую. Главное, сделать так, чтобы детям стало инте­
ресно ходить всем вместе. А для этого существует много способов, как заинтересовать ребят таким походом:

Идти, взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку. Взявшись за руки, но идти задом наперед.

Взявшись за руки и образовав круг, в центре которого идете вы, и вас ведут под конвоем, так как Вы «не хотите есть». Держась руками за длинную веревку. Построившись в шеренгу по трое.

В шеренгах, но ковыляя как солдаты раненные в правую ногу. В шеренгах, делая 3 шага вперед и ] шаг (прыжок) назад. В колонне, положив руки на плечи впереди стоящему. В колонне, но при этом глаза у всех закрыты, кроме впереди стоящего. Подняв вверх руки. Держась руками за уши.

Как ходят котята (утята, пингвины, медведи и т.д.). Считая шаги. При всем этом можно скандировать «кричалки».

Следите за:

1) мытьем рук перед едой;

2) меню. Если в отряде есть дети, у которых имеются противопоказания к приему отдельных продуктов, проверьте,что­бы им была предоставлена полноценная замена;

3) качеством пиши;

4) дисциплиной в столовой;

5) тем, чтобы дети небыли голодными;

Тихий час.

Это время для пассивного отдыха, восполнения сил. Его организация требует дифференцированного подхода к детям в за­висимости от их возраста. Но у каждого должна быть возможность отдохнуть. Малыши отдыхают в кроватях.

Заведите правило: в тихий час никаких разговоров, хождений. А заняться в тихий час можно разными вещами: чтением книг; лепкой из пластилина; написанием писем домой; игрой в шахматы и шашки: отгадыванием кроссвордов; слушанием му­зыки и др.

Можно открыть «Клуб тихих игр» с ритуалом открытия и закрытия. Ритуал открытия может быть следующим: общий ко­роткий сбор с поднятием флага и торжественной клятвой «Я, член тайного клуба тихих игр и спокойных занятий, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: ни разу в течение двух предстоящих часов не вскрикнуть, не взвизгнуть, не свиснуть и говорить только шепотом. И если я нарушу свое обещание, пусть меня постигнет самое суровое наказание». Ритуал закрытия: после тихого часа все выходят на улицу, выстраиваются, набирают в грудь больше воздуха и на счет три выпускают его, сопро­вождая любыми звуками максимальной громкости.

Можно на время тихого часа уйти на пляж или на полянку, взяв покрывала и шапочки на голову. А здесь можно шуметь, отгадывать кроссворды и вообще заниматься тем, что вам по душе. Но в начале вам следует убедить директора лагеря и меди­цинских работников в том, что отдых на свежем воздухе целебнее идает больший оздоровительный эффект.

Свободное время.

В режиме дня предусмотрен определенный промежуток времени, предоставляемый детям для самостоятельного использо­вания. Это законное право ребят. Каждый должен иметь время для занятия любимым делом.

Следите за тем, чтобы никому не было скучно. И если ребенок не может организовать свое свободное время, помогите ему с проведением досуга: может быть это будет интересная игра или разговор по душам, а может и помощь вам в оформлении чего-нибудь.

Отбой.

К отбою начинайте готовить детей заранее, чтобы к нему все гигиенические процедуры были выполнены. Перед отбоем проводят тихие игры или отрядную «свечку». Но не стоит обсуждать на свечке острых, проблемных ситуаций. А неприятный разговор может раздосадовать и возбудить ребят, стать причиной бессонницы. Проще просто попеть с ребятами песенки, почи­тать стихи.


Малышам перед сном можно почитать книгу. С этим средством маленькие засыпают скорее, чем без нее. И в этом смысле с младшим отрядом гораздо проще.

Гораздо сложнее уложить старших. Заранее договоритесь с ребятами о том, что вы ровно во столько-то будете прохо­дить и выключать у них свет. Здесь возникнет ситуация, что у вас начнутся разговоры. Совсем запрещать эти разговоры бессмысленно, полной тишины вы не добьетесь.

Разумно следить за тем, чтобы после отбоя дети у вас не бегали по корпусу и стояла тишина. Надо за этим следить с пер­вого дня, иначе, позволив один раз вольное поведение, вы до конца смены так и не наведете порядок.

В любом деле главное - вызвать у ребят любопытство: «А что будет сегодня?» Но здесь важно не переборщить. И помни­те, не последнюю роль играет ваше собственное настроение, с которым вы идете к ребятам. Если вы сами с утра в злом на­строении (например, от постоянного вожатского недосыпания) и еще проводите по-новому сбор, детям не станет радостнее и веселее. Скажите утром себе:

Я с радостью встречаю новый день! Меня ждут сегодня приятные заботы! Я люблю своих непослушных детей! И тогда успех в организации, казалось, привычного и надоевшего режимного момента вам обеспечен.



ОСОБЫЕ ДНИ В ЛАГЕРЕ

ДЕНЬ ЗАЕЗДА

День заезда в лагере - это первая встреча, первое впечатление. Здесь вас смотрят и оценивают со всех сторон: и дети и ад­министрация и родители (должны же они знать, кому доверяют своих детей на 21 день). Поэтому этот день требует особой подготовки и самоорганизации. В этот день Вам необходимо очень хорошо выглядеть: строгий, приятный внешний вид, чистые волосы, сдержанный макияж и конечно же широкая улыбка. Вопросы, на которые вожатый должен сам себе ответить перед выездом на целину:

1. Чем я интересным занимаюсь в жизни?

2. Какие у меня способности?

3. За что меня уважают и любят друзья?

4. Чему могу научить?

Заранее распределите с напарником обязанности на этот день. Кто будет сидеть на регистрации, кто провожать детей в корпус и расселять. Подготовьте игры на знакомство, обдумайте ответы на все возможные вопросы. Для того, чтобы изначаль­но все пошло хорошо необходимо правильно и точно организовать регистрацию заезда.

Регистраиия+заезд

Важно:

Спокойствие (много вопросов, надо на них адекватно реагировать).

Улыбка и вежливость.

Бейдж с именем и номером отряда.

3 больших конверта:

1. для путевок;

2. для справок:

3. для денег;

Списки того, что должно быть у ребенка:

1. Головной убор;

2. Теплые веши;

3. Резиновые сапоги;

4. Смена белья;

5. Купальный костюм;

6. Банные принадлежности;

7. Туалетная бумага;

8. Мазь от комаров.

Если вы встречаете детей не в лагере, а забираете их на автобусе , не забудьте следующие моменты: заранее узнайте для родителей номер телефона и адрес лагеря.

Автобус:

Перед посадкой подсчитать, проверить детей по списку. Попросить выйти родителей из автобуса, еще раз проверить. (Да­лее смотри технику безопасности при поездке в автобусе). Во время движения можно поиграть с детьми или попеть песни.

Расселение:

Тот момент, когда ребенок определяется со своим местом, считается началом лагерной жизни.

Заселение можно производить по желанию детей (дети знакомы друг с другом, братья/сестры, дружная компания), про­блемных детей (заранее известно, что с поведением могут быть проблемы) следует расселять подальше друг от друга.

После расселения по комнатам необходимо собрать детей в игровой и проинструктировать, т.е. необходимо проговорить:

■ Требования по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

" Что, где необходимо хранить (в тумбочке только канцелярские товары и предметы гигиены. Обратить внимание на продукты питания!!! Их быть НЕ должно).

■ Режимные моменты

БАННЫЙ ДЕНЬ

Он может начаться очень рано, даже до официального подъема. Чтобы день прошел организованно, следуйте рекоменда­циям:

• Соберите все белье (2 простыни, наволочка и 2 полотенца с каждого). Принимайте белье у каждого отдельно либо по пала­там. Пересчитайте его. Если ребенок принес некомплект, отправьте его искать недостающее (иначе ему вы выдадите из чистого только то, что он сдал, а в конце смены с вас за потерю вычтут из зарплаты).

• Вместе с ребятами отнесите грязное белье и получите чистое.

• Перед тем, как вести малышей в душ, проверьте, все ли они собрали с собой в пакет (мыло, шампунь, мочалка, полотенце, нижнее чистое сменное белье, одежда по погоде, головной убор).

• Во время мытья в каждом отделении (у мальчиков и девочек) должен быть взрослый.

• Если моются малыши, то воду для детей включает взрослый.

• До похода в душ расскажите о возможных ситуациях (отключение холодной и горячей воды, скользкий пол, попадание мыла в глаза).

• Помогите промыть головы девочкам с длинными волосами. Малышей хотя бы 1 раз намыльте сами, т.к. для них мытье -это игра.

• Проследите, чтобы использованное белье складывалось в отдельный пакет, который они отдадут родителям.

• После выхода из душа, проверьте, чтобы ничего не осталось.

• Проследите, чтобы мокрые полотенца и мочалки висели в сушилке, а не оставались гнить в тумбочках.

• Целесообразно после бани не устраивать ничего буйного (играть футбол, строить песочный город и т.п.). Можно делать прически, маникюр, читать книги, играть в настольные игры, разговаривать «за жизнь» (как это делают после бани взрос­лые).


РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ

День, когда в гости приедут родители очень долгожданный и важный для детей на смене. Они, как правило, не привыкли надолго уезжать из дома, поэтому тяжело переживают разлуку с родителями. Для того чтобы эта встреча прошла радостно и

благополучно и для вас и для детей, необходимо к ней подготовиться.

• Накануне провести большую стирку.

• Навести порядок в тумбочках, палатах, шкафах,

• Организовать выставку детских работ.

• Газета: «Как мы в лагере живем»,

• Подарок для родителей.

• Одежда чистая - на детях и на себе.

• Договориться с детьми, что они сами скажут вам, когда приедут родители.

• Если они хотят взять детей за территорию лагеря, необходимо взять с них расписку: «Я ФИО беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моей дочери (сына, племянника и пр.) ФИО РЕБЕНКА. Дата, подпись».

Что делать, если родители к ребенку не приехали: Понять состояние ребенка, собрать всех покинутых и сводить, например за речку. Можно отменить сон час в этот день, организовать какую-нибудь работу.

Как разговаривать с родителями: Поводом для разговора с родителями чаше всего бывают ваши претензии к ребенку или претензии ребенка к вам. Этот разговор неприятен, поэтому проводить его стоя неудобно. Предложите присесть или прогу­ляться по лагерю. Поза должна быть открытая. Постарайтесь говорить с родителями на равных, избегайте снисходительного тона; не следует занимать оборонительной позиции, не надо ни от кого защищаться или оправдываться - это только доказывает вину. Но не следует также занимать наступательную позицию, не пытайтесь утверждать свою позицию, утверждать, что роди­тели не правы.

Найдите во внешнем облике какую-то деталь и сосредоточить на ней внимание, смотреть на лицо. Если необходимо сде­лать замечание по поводу поведения ребенка, лучше начать фразу так: «Я бы хотела попросить вашего совета». Если родитель сразу начинает высказывать свои замечания, выслушайте его. а затем с улыбкой скажите: «Вам наверное, тяжело приходится с ним дома, ведь он такой непоседливый». Любой разговор с родителями можно закончить фразой: «А знаете, что мне нравится в вашем сыне {вашей дочери)?»

ДЕНЬОТЪЕЗДА

День отъезда для детей является днем расставания. Но для вас он потребует максимума организованности и точности. Для того чтобы у вас осталось время попрощаться с детьми, очень важно правильно организовать процесс выселения и отъезда.

• Накануне проследить, чтобы дети по максимуму собрали сумки.

• В день отъезда до завтрака собрать постельное белье

• После завтрака дети собирают все оставшиеся веши и собираются в игровой, холле с сумками

• Вожатый проходит по детским комнатам, проверяя шкафы, тумбочки, под кроватями, сушилки, на предмет забытых вещей

• В игровой можно устроить «аукцион» этих самых забытых вещей

• Вожатый организует прощание,

• Формы: «шняжки». листочки пожеланий, обмен адресами, «три спасибо за смену».

• Разбор отрядного уголка и также аукцион: элементы отрядного уголка «продаются» за добрые слова об отряде, друзьях, смене.

• Если дети уезжают на автобусах, по сигналу приезда автобусов, просите детей взять свои сумки и собраться перед корпу­сом

• Если детей забирают родители, то уехать дети могут, лишь предупредив вас. Вожатый должен убедиться, что ребенка за­бирают его близкие и только лично произвести передачу ребенка.





ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План- это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. План бывает:

• Перспективный (план-сетка)

• План на каждый день

Требования к индивидуальному плану работы вожатого:

• Направленность плана на достижение определенного педагогического результата

• Учет интересов, потребностей детей

• Разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности

• Систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности

• Реальность планов (по видам деятельности, по срокам)

• Согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря Структура плана работы

• Характеристика возраста детей

• Воспитательные задачи

• Программа деятельности оздоровительного лагеря

• Содержание работы с детьми

• Взаимодействие с администрацией оздоровительного лагеря

• Работа с кружками, секциями


3059939215144890.html
3059997842383997.html
    PR.RU™