Классификация потребностей

Потребности людей классифицируют по различным признакам (рис. 2.3).

По происхождению потребности бывают естественными и культурными.

. В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.

К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.

В зависимости от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает различные культурные потребности.

По природе различают потребности первичные и вторичные.

Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе).

Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

Различают такие вторичные потребности, которые проявляются в той или иной степени у большинства людей:

• доминантность — стремление контролировать, влиять, направлять поведение словом или приказом, стремление отвергать попытки сближения;

• агрессия — стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, унизить;

• поиск дружественных связей — стремление к дружбе, любви, симпатия к другим, желание сблизить людей;

• автономия — бегство от всяческих ограничений, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации;

• пассивное повиновение — стремление к пассивному подчинению силе, ожидание совета, помощи;

• потребность в уважении со стороны других;

• потребность в достижении — желание преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше, достичь высшего уровня в каком-либо деле;

• потребность быть в центре внимания — желание завоевать

внимание других, удивлять их личными достижениями и качествами;

• потребность в игре — стремление к развлечениям, предпочтение игры другой деятельности;

• эгоизм — стремление ставить свои интересы превыше всего, быть довольным собой; чувствительность к унижениям;

• социальность — игнорирование собственных интересов во имя интересов группы, благородство, уступчивость;

• потребность в самозащите — стремление к отстаиванию своих прав, защите имиджа;

• потребность в порядке — тенденция к упорядочиванию, аккуратности, точности;

• потребность избегания опасности — желание исключить опасность, стремление к осторожности, уклонению от борьбы;

• потребность в преодолении поражений — желание компенсировать прошлые неудачи, потери.

По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.

В материальных потребностях проявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).

Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.

Духовные и материальные потребности неразрывно связаны.

По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чуввствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того,, как ее можно удовлетворить.

По степени важности для человека различают потребности доминирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все остальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности.

По отнесенности потребностей ко внутренней или внешней сфере развития их классифицируют на индивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).

Несмотря на разнообразие потребности имеют общие свойства:

• они всегда предметны, т. е. направлены на нечто конкретное;

• им присуще многообразие и способность к развитию;

• большинство из них цикличны, т. е. периодически возникают снова (очень трудно назвать потребность, которую можно удов­летворить раз и навсегда);

• большинство своих потребностей удовлетворяют только с помощью определенных предметов.

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание мотивационного процесса.

2.Почему потребности называют основой мотивации?

3.Классификация потребностей человека.

4.Общие свойства потребностей.

5.Мотивы как источники активности личности.

6. Виды мотивов.

7. Функции мотивов.

8. Мотивационная сфера личности, ее структура и характеристика.

9. Роль стимулов и стимулирования в мотивации работников.

10.Виды стимулов.

11.Различие между мотивами и стимулами.

12.Мотивационные характеристики личности: направленность, интересы,

склонности, убеждения, идеалы.

13.Влияние притязания и ожидания личности на проявление ее потреб

ностей.

14.Влияние интересов на уровень мотивации. Виды интересов человека.

Список рекомендуемой литературы

1. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М.:

Издательство ЭКМОС, 2000

2. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б.Мотивационный

менеджмент: Модуль 3; Изд-во Дело, 2005 – 95 с.

3. Бутова Т.В. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент: Учебное

пособие для вузов.- Теис 2004 г. 236 стр.

4. Сладкевич В. П. Мотивационный менеджмент /Курс лекций

Издательство: М.:Межрегиональная Академия управления

персоналом, 2001г.- 165 стр.

5. Маркин В. Н. Мотивационный менеджмент Издательство: РАГС,

2005 г. – 86 с.Модульная программа для менеджеров /А.М.Зобов, Н.Б.Филинов, А.И.Наумов. – М.: ИНФРА – М, 2000.

Мороза Т.Г. Муниципальный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.


3058434844299597.html
3058458438454085.html
    PR.RU™